Rambler's Top100 Індекс цитування Яндекс.Метрика
Портал интересных статей » Личности и авантюристы » Приключения баронессы Боде
Приключения баронессы Боде

Мало кто знает, что родственники знаменитого ученого Климента Аркадьевича Тимирязева, так безоглядно ставшего на сторону советской власти, были баронами и баронессами, а сам он всегда испытывал необыкновенный интерес и любовь к Англии, родине своих предков. Помнил он, по рассказам родителей, и свою прабабку баронессу Мэри Боде.


Эльзасские беженцы


Приключения баронессы Боде
Баронесса Мэри Боде

Появление в России баронессы Мэри Боде было сопряжено с массой приключений. Мэри родилась в Англии. Ее отец — Томас Киннерзлей владел обширными поместьями в Стаффордшире. С юных лет Мэри питала страсть к путешествиям. Однажды, будучи во Фландрии, она познакомилась с бароном Карлом-Августом Боде, французским офицером. Молодые люди полюбили друг друга и в 1775 году поженились. По характеру Карл был человеком мягким и нерешительным. Его жена, напротив, отличалась твердой волей, энергией и предприимчивостью. Больше всего на свете она любила свою семью и вечно хлопотала ради мужа и восьмерых детей. В 1788 году семейству Боде удалось приобрести во Франции, в Эльзасе, так называемый лен земли с небольшим уютным городком и несколькими деревнями. Местные жители, согласно феодальным законам, должны были платить владельцам лена подати.


Казалось, цель жизни Мэри Боде — благополучие семьи — была достигнута. Увы, счастливая жизнь продолжалась недолго. Не прошло и года, как грянула Великая французская революция. Канули в прошлое феодальные порядки. Боде остались не только без подданных и податей, но и без поместья. Барону грозил арест и даже смертная казнь на гильотине.


Мэри уговорила мужа бежать в Германию, переодевшись крестьянином. А на следующую ночь бежала и сама вместе со старшими детьми. Семья Боде, потеряв почти все, оказалась в Альтенбургском монастыре около Франкфурта — на — Майне.


Гостеприимный Петербург


Прошло лет пять. Как-то случайно баронесса прочла в газете сообщение, что императрица Екатерина II приглашает в Россию иностранцев и дарует им земли на юге своих обширных, но малонаселенных владений. У Мэри Боде возник рискованный план отправиться в незнакомую Россию, выпросить у щедрой императрицы имение и переждать в нем смутное время. Она всегда была смелее своего слабохарактерного мужа, а потому решила пуститься в путь одна, взяв с собой лишь 17-летнего старшего сына, Клементия.


Два с половиной месяца понадобилось им, чтобы в начале августа 1794 года добраться наконец до Петербурга. Действуя умело и с большим успехом, баронесса начала заводить здесь выгодные знакомства. Боде сообщала в Англию, родным: «До сих пор мне везет в моем предприятии, благодаря имевшимся у меня рекомендательным письмам.


Всюду, где я бываю, меня принимают с уважением и дружбой. Императрица уже прислала 600 рублей на ежедневные расходы и распорядилась поместить меня на удобной квартире». Дела сына ее, Клементия, тоже шли прекрасно. Он был назначен в гвардейский полк, которым командовал граф Платон Зубов, фаворит Екатерины и покровитель баронессы. Понятно, что Клементий находился на особом положении. Он вступил в брак с дочерью богатого и влиятельного англичанина, жившего в Петербурге, Шарлоттой Гарднер. Полвека спустя их дочь, Аделаида Клементьевна, станет матерью К.А. Тимирязева.


Помещики Боде


Баронесса с интересом приглядывалась к столичной жизни. «Русские военные — чрезвычайно красивые люди, — писала баронесса в Англию своей сестре. — Простой же народ никогда не бреется. Мужчины и женщины очень любят водку и за стакан ее готовы сделать все на свете. Я начала учить русский язык, но, признаюсь, еще не встречала столь трудного языка».


С имением также дело двигалось. Баронессе было предложено на юге, в Малороссии, сразу несколько мест, так что она даже не знала, на чем остановиться. Пора было и Карлу Боде ехать в Россию. И барон с младшими детьми наконец-то покинул Альтенбург, держа путь на Херсон. Отправилась на юг и баронесса.


Поместье Мэри Боде выбрала в Екатеринославской губернии, причем ей позволялось брать земли столько, сколько душа пожелает. Но мало этого, граф Зубов советовал баронессе съездить в Крым и там еще подобрать место для второго поместья. И баронесса, посетив несколько крымских поселений, выбрала себе владение с виноградниками в районе Судака. Природа Крыма, море и горы очаровали ее. «Реки, озера и пруды, принадлежащие нам, — с радостью писала баронесса на родину, — прелестны и изобилуют рыбой. Земля очень плодородна».


Все складывалось сказочно прекрасно, как вдруг осенью 1796 года приходит известие, повергшее семейство Боде в смятение: скончалась «милая, добрая, прелестная императрица», как называла баронесса Екатерину II. На престол вступил Павел I.


Благодарность русским


Баронесса в тревоге поспешила в Петербург. Как пойдут ее дела теперь, при Павле? Но ловкая, изворотливая Мэри Боде сумела и на этот раз найти выход. Добившись аудиенции у императора, она представила себя жертвой приближенных Екатерины. Ход оказался верным. Новый монарх не только оставил за ней все земли, полученные ранее, но и пожаловал еще 200 душ крепостных, а также имение Ропшу на берегу Финского залива в 50 верстах от Петербурга. Вскоре, однако, случилось несчастье: барон Карл Боде простудился и умер. Опорой убитой горем вдовы теперь стал ее старший сын Клементий Карлович, ставший фактическим хозяином Ропши.


Между тем приближались события поистине исторические. В марте 1801 года заговорщики убили Павла I. Престол занял сын Павла, Александр I. Пришлось баронессе опять искать пути к покровительству нового царя. И она снова победила. Старший сын ее дослужился до чина полковника. Остальные семеро детей — четыре сына и три дочери также были устроены в разные привилегированные учебные заведения и полки. За десять лет до своей смерти Мэри Боде писала: «Россия — теперь моя единственная родина. Я должна быть вечно благодарна русским за их гостеприимство, а императорской фамилии за ее великие милости».


Здоровье Мэри Боде стало слабеть. Зимой 1812 года она отправилась в Крым к сыну, надеясь, что теплый климат благотворно скажется на ее здоровье. Однако доехала она лишь до Москвы, где из-за болезни вынуждена была надолго задержаться.


Голос крови


Война с Наполеоном была в разгаре. Узнав, что армия Наполеона движется на Москву, баронесса с ужасом говорила: «Боже мой! Неужели французы прогонят меня из России так же, как они прогнали нас когда-то из Эльзаса?». Видно, это волнение и погубило ее. Она скончалась на 60-м году жизни, незадолго до вступления французских войск в Москву.


Внучка баронессы, Аделаида Клементьевна, вышла замуж за овдовевшего таможенного чиновника Аркадия Семеновича Тимирязева. Четверым их сыновьям - Николаю, Дмитрию, Василию и Клименту в детстве довелось гостить в Ропше и видеть обстановку, в которой жила их прабабушка.


Василий Аркадьевич вспоминал ее дом: «В детстве и юности я часто живал в нем, и невольно мне грезилась в каждом уголке длинного старого деревянного дома, построенного моим дедушкой, бароном Климентом Карловичем Боде, высокая строгая старуха, моя прабабушка».


У каждого из правнуков был свой путь в жизни. Василий стал плодовитым литератором. Дмитрий проявил себя как видный экономист, работая в Министерстве финансов. Николай избрал военную службу. Самый младший из братьев, Климент, пожалуй, Сильнее всех чувствовал кровную связь со своими предками. Благодаря матери он знал английский язык не хуже русского. Его всегда тянуло на родину предков, и при каждом удобном случае он старался съездить в Англию.


«Я - русский, — писал Климент Аркадьевич Тимирязев, — хотя к моей русской крови примешана значительная доля английской». К.А. Тимирязев был избран членом Лондонского королевского общества, а также удостоен почетной степени доктора точных наук Кембриджского университета.


Геннадий ЧЕРНЕНКО

-------------------------------------------------------
Источник: Журнал "Тайны ХХ века" № 13 2008 г.
()
Просмотров: 3943

#1 Борис Шепелёв [10 апреля 2009 15:35]
Скорее всего упомянутое имение Ропша находилось в Наровской волости Ямбургского уезда, т.к. мною в историческом архиве читано письмо барона Клемента Боде барону Е.Е.Врангелю о награждении крестьян деревни Ропша за спасение экипажа английского торгового корабля "The Halcyon" в ноябре 1856 г. Эта деревня расположена в 3-х км. от залива в отличие от Ропши Ораниенбаумской, которая скорее всего принадлежала императорской фамилии.
#2 Nicolas d'Ydewalle [18 сентября 2010 13:41]
As a descendant of Mary de Bode, I am much interested how you know so many details about her history ! Sorry to write you in english but "Ia niй gavariou parouski". Regards
© Портал интересных статей, 2007-2022.Правила перепечатки Разработка сайта — «MaxVoloshin.com»
Система Orphus