Rambler's Top100 Індекс цитування Яндекс.Метрика
Портал интересных статей » Кино » Великий комбинатор в компании друзей
Великий комбинатор в компании друзей

В конце 60-х режиссер Леонид Иович Гайдай решил распроститься с легендарной троицей: Трусом, Бывалым и Балбесом. Он снял фильмы о неугомонном Шурике и «Бриллиантовую руку». Следующей его работой стала экранизация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев».


Великий комбинатор в компании друзей

Картина вышла в 1971 году. Леонид Иович Гайдай к тому времени уже создал множество первоклассных комедий, сразу становившихся классикой отечественного кино. Его «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Пес Барбос и необычный кросс», «Бриллиантовая рука» моментально полюбились народу, и цитатами из них обогатилась наша речь. По словам Нины Гребешковой, актрисы и жены режиссера, экранизировать любимый роман он хотел много лет, но киночиновники думали иначе. Они усмотрели в сатире «поверхностное освещение советской действительности». После продолжительных переговоров «12 стульев» экранизировать разрешили... Георгию Данелия. А уж он, как настоящий друг, передал это право Гайдаю.


Сценарий писали сатирик Владлен Бахнов и сам Гайдай. Уже строились декорации в павильонах «Мосфильма». Съемочная группа прилежно колесила по всей необъятной стране и плавала на теплоходе по матушке Волге, выбирая место для натурных съемок. А вот реальной кандидатуры на главную роль — Остапа Бендера — так и не было. Хотя количество претендентов вполне тянуло на Книгу рекордов Гиннесса — около сотни известнейших актеров. На роль великого комбинатора претендовали: Евгений Евстигнеев, Никита Михалков, Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Спартак Мишулин, Михаил Козаков, Валентин Гафт, Алексей Баталов, Фрунзик Мкртчян и многие, многие другие. Соавтор по сценарию, Владлен Бахнов очень хотел видеть в роли Бендера Михаила Козакова. Но Гайдай воспротивился — по его мнению, у того был слишком недобрый взгляд. Наконец, остановились на кандидатуре Александра Белявского. Но тут вмешался рок — брошенная ассистентом тарелка в первый съемочный день не разбилась! А это будет пострашней черной кошки. Примета сработала неотвратимо: первые же метры пленки с будущим Фоксом режиссер забраковал напрочь. Поиски Бендера продолжились. Следующим потенциальным великим комбинатором мог стать Владимир Высоцкий. Но вмешалась проклятая водка — актер запил и, конечно, совместная работа не состоялась. Вот тогда-то и вспомнили об Арчиле Гомиашвили. Актеру, родом из Грузии, было 44 года, и отыскали его буквально случайно на гастролях. Одно из преимуществ Арчила состояло в том, что он выступал со спектаклем по «Золотому теленку», в котором играл роли не только Бендера, но и Фунта, и даже Зоей. А вот недостаток, с точки зрения самого актера, был тоже один, но весьма существенный. «Я ведь лысый с девятнадцати лет, — рассказывал он. — Представитель Министерства культуры, увидев очередного великого комбинатора на съемочной площадке, поинтересовался, почему роль Остапа играет грузин. Объяснили: Бендер — сын турецкоподданного, а его мать кормилась нетрудовыми доходами. «Значит, была проституткой»,— резюмировал чиновник. Но зато, увидев пробы с Гомиашвили, вся группа дружно воскликнула: «Он!», как вспоминает художник фильма Евгений Куманьков. Во времена перестройки Арчил одним из первых актеров открыл в Москве ресторан и назвал его, конечно, «Золотой Остап».


Вот так и получилось, что главная роль досталась неизвестному широкой зрительской аудитории Гомиашвили, а всенародные любимцы скромно снимались во второплановых ролях.


О роли Кисы Воробьянинова просто мечтал Юрий Никулин. Но Гайдай уже пообещал занять в ней Сергия Филиппова. Буквально за пару лет до работы у Гайдая у него, очень популярного уже тогда актера, появились дикие головные боли. Жена отвезла Филиппова в Москву, но там опухоль головы оперировать отказались. Тогда они вернулись в родной Ленинград, где на операцию любимца публики отважились в больнице 25 Октября, специализировавшейся на травмах головы, получаемых разнообразными алкоголиками. Ему удалили опухоль на черепной кости и, к радости поклонников, актер принял предложение Гайдая.


Легендарный образ «мечты поэта», мадам Грицацуевой, воплотила в фильме Гайдая непрофессиональная актриса. Наталью Крачковскую на пробы к фильму «12 стульев» привел ... муж. Он как звукооператор работал с Гайдаем. Наталья еще училась во ВГИКе. Когда ей предложили сыграть роль «женщины необъятных размеров с арбузными грудями», она вначале смутилась — кому охота выглядеть, как мадам Грицацуева. Но ведь снимал сам Гайдай! Да и искусство требовало жертв. При этом не только моральных. Огромного физического напряжения потребовала от исполнительницы съемка сцены погони по шатким редакционным лестницам за неверным Бендером. Декорации построили в павильонах «Мосфильма». «Когда я выбежала из тени на свет, Гомиашвили меня буквально спас, схватив за руку, — вспоминала она. — Я носилась по лестницам ровно две недели. Меня предупредили, что сцена с беготней опасна, но дублершу похожей комплекции было найти сложно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрас. «Голова поместится — остальное нас не волнует! — предупредил режиссер. Я прыгаю, спрашиваю: получилось? Говорят: получилось, только у нас камеру заело. Надо переснять». Но на этом муки не закончились. По ходу сюжета мадам Грицацуева сидела на перилах, болтала ногами и приговаривала: «Суслик! Петушок мой!», а на ноги ей падал «мостик» с чугунной рейкой. Хорошо было Ильфу и Петрову — они слова на бумаге написали, и все. А попробуй это сними! «Леонид Иович не был тираном, но один — единственный эпизод мог снимать долго и кропотливо, терпеливо объясняя актеру, что от него требуется, — рассказывает Крачковская. — После выхода фильма в одной рецензии писали о « блестящем исполнении мадам Грицацуевой Нонной Мордюковой». Считаю, что после «12 стульев», я стала актрисой Гайдая». Уверенность актрисы подтвердилась их дальнейшими совместными работами на картинах « Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!».


Пассажиры харьковского вокзала по праву гордятся уникальным памятником. Прямо на платформе гордо стоит батюшка Федор из «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. А натурой для него послужил ... актер Михаил Пуговкин, создавший незабвенный образ на экране.


Михаила Пуговкина утвердили на роль отца Федора сразу. Но, как человек глубоко верующий, актер сомневался, имеет ли он право играть священнослужителя. Совет, не грех ли ему изображать батюшку, ищущего бриллианты, Пуговкин спросил у ... родной мамы. Та ему и ответила: «Перекрестись и играй!». Для полной достоверности рясу и крест отца Федора взяли в настоящем храме Божьем. Но и физические нагрузки выпали на долю Михаила Ивановича немаленькие. Чтобы снять сцену рубки гарнитура генеральши Поповой, съемочная группа целый месяц ждала у моря шторма. Конец, природа создала настоящий шторм, и актер, одетый только в тоненькую сорочку, принялся яростно рубить мебель. А была она новенькой и едва поддавалась топору, поэтому съемка шла с утра до вечера. Умаявшись от такой работы (а еще говорят: ломать — не строить), Пуговкин сел с коллегами вечером перекинуться в картишки. А вот встать уже не смог. Его прихватил жесточайший приступ радикулита. Надо признать, что Гомиашвили повезло больше — хитрый Бендер только вспарывал обшивку. Зато скала, на которой сидел отец Федор, стала туристической достопримечательностью на Кавказе.


Игорь Ясулович, игравший мужа Эллочки — людоедки, полдня провел практически голым, прикрытый только хлопьями мыльной пены. Благо хоть их было много. «Режиссер позвонил мне и предложил роль мужа Эллочки — людоедки, — рассказывает актер. — Инженер Щукин — хрестоматийный персонаж, и, видимо, Гайдаю требовался худосочный актер, так он вызывал больше сочувствия у зрителей. Сцену с затоплением снимали весь день — сначала на лестнице в старом корпусе «Мосфильма», затем в павильоне, где была построена квартира Щукиных. К счастью, стояла жара, светили софиты, и я не простудился».


Актеры очень старались. А коварный Леонид Иович еще и подначивал их: «Все это, конечно, хорошо, но не смешно». Именно в «12 стульях» Гайдай и сам появился на экране — он сыграл Коробейникова. Режиссер лично отмерял пипеткой воду и капал ее в рюмку счастливой новобрачной Грицацуевой в сцене свадьбы с Бендером, а на экране это выглядело так, будто капают настоящие слезы экс-вдовушки.


И только бухгалтерия «Мосфильма» выражала недовольство — в группе Гайдая был крупный перерасход пленки. Леонид Иович по многу раз переснимал буквально каждый кадр, добиваясь максимального результата. Но уже в первый год проката картину посмотрело 40 миллионов зрителей. Роли в этой картине стали визитными карточками для многих актеров, в ней снимавшихся. И радуют нас по сей день.


Элла ФУРМАНСКАЯ

-------------------------------------------------------
Источник: "TV – парк" № 20 2004 г.
()
Просмотров: 3759

© Портал интересных статей, 2007-2022.Правила перепечатки Разработка сайта — «MaxVoloshin.com»
Система Orphus