«Лишить народ человека, которого он прославляет как величайшего из своих сынов, - не из тех поступков, на которые решаешься с легким сердцем, особенно если сам принадлежишь к этому народу. Никакие соображения, однако, не заставили бы меня отказаться от истины в пользу так называемых национальных интересов». Зигмунд Фрейд.
Гипотеза великого психиатра
В последнее время археологам и историкам удалось обнаружить доказательства реальности многих событий, описанных в Библии. Одно из исключений - личность Моисея. По словам ученых, зафиксировано «полное отсутствие сведений о Моисее в каких-либо источниках, кроме самой Библии».
Доказать, что Моисей - лицо реальное, однако не совсем тот, за кого его принято считать, рискнул не профессиональный историк, а всемирно известный ученый-психолог Зигмунд Фрейд. В своей работе «Этот человек Моисей», которую он решился опубликовать незадолго до своей смерти, Фрейд утверждает, что о Моисее можно прочитать... в древних египетских хрониках. Кроме того, австрийский психиатр делает шокирующее заявление: основоположник иудаизма не был евреем.
Фрейд относит время жизни Моисея к периоду правления в Египте Аменхотепа IV - около 1365-1348 годов до н.э. Вступив на престол в 15-летнем возрасте, фараон навязал египтянам новую религию. Он первым в истории человечества расстался с пантеоном многочисленных богов и признал только одного бога - Атона, бога Солнца. Фараон сменил свое имя на Эхнатон - «Полезный для Атона». и запретил делать идолов в его честь. «Истинный Бог, - утверждал правитель, - не имеет обличья».
Согласно преданию, Моисей родился около 1350 года до н.э., и когда он стал упрашивать фараона отпустить евреев из Египта, ему было 80 лет.
«Первое, что настораживает нас в личности Моисея, - пишет Фрейд, -его имя, которое на иврите пишется «Моше»«. Традиционно считается, что египетская принцесса, доставшая ребенка из нильских вод, нарекла его этим именем: «Поскольку я вытащила его из воды». Но некоторые исследователи Библии убеждены, что имя «Мозес» взято из египетского словаря и означает «дитя».
Создать новую империю!
В своей работе Фрейд сравнивает еврейскую религию с религией Египта до введения культа Атона и показывает несходство этих религий друг с другом, тогда как вера в Яхве и в бога Солнца в главном идентичны. В частности. они обе ничего не говорят о загробном мире. «Я рискну сделать следующий вывод, - утверждает Фрейд, - если Моисей был египтянином и передал евреям свою религию, то религия эта была эхнатоновой, то есть культом Атона».
Есть еще один признак того, что евреи как нация определились именно после их исхода из Египта и что большое влияние на это оказал египтянин Моисей: «Моисей не только дал евреям новую религию: совершенно несомненно, что он ввел также обычай обрезания... Ни один другой народ восточного Средиземноморья, насколько нам известно, не имел такого обычая; можно с уверенностью сказать, что семиты, вавилоняне и шумеры не были обрезаны... Если предположить, что Моисей был в действительности евреем, который задумал освободить своих соотечественников от служения египетским властителям и вывести их из страны, чтобы они обрели независимое, самостоятельное существование... какой смысл был одновременно навязывать им обременительный обычай, который превращал их, так сказать, в египтян и неизбежно подкреплял воспоминания о Египте, если его цель была прямо противоположной - оторвать свой народ от страны рабства».
Фрейд предполагает, что Моисей был аристократом. Будучи тесно связанным с фараоном, он стал убежденным сторонником новой религии. Но после смерти властителя и наступившей затем реакции Моисей увидел, что все его мечты и планы развеялись. как дым. Активная натура Моисея не смирилась с этим, и он изобрел план создания новой империи, с новым народом, которому можно даровать религию, отвергнутую египтянами. «Это была, - утверждает Фрейд, - героическая попытка сразиться с судьбой, компенсировать себе - сразу в двух направлениях - утраченное в катастрофе Эхнатона. Возможно, во время этой катастрофы Моисей был правителем той пограничной провинции Гошем, в которой поселились некоторые семитские племена. Их-то он и избрал на роль своего нового народа... Евреи, с которыми он покинул родную страну, должны были стать улучшенным суррогатом египтян, оставленных позади. Они не должны были ни в коем случае быть ниже их. Он хотел сделать из них «народ святых», - об этом прямо говорит нам библейский текст».
Из колена Леви
В еврейской апокрифической литературе можно найти фрагменты, которые подтверждают гипотезу Фрейда о том, что Моисей не был евреем. Как известно из Библии, фараон, правивший в это время в Египте, решил извести евреев и приказал, чтобы повивальные бабки убивали всех рождающихся мальчиков, дабы евреи -не умножались числом». И вдруг еврейский младенец появляется во дворце фараона, а тот, как добродушный дедушка, берет мальчика на колени и играет с ним. Не возмущается, когда трехлетний ребенок стащил с его головы корону и водрузил ее на свою. Когда же фараон узнал от мудрецов, что этот поступок свидетельствует о великом будущем Моисея, он не приказал в полном соответствии с законом утопить «угрожающего его власти», а сначала дал ему блестящее образование, затем сделал военачальником.
А вот еще один интересный момент. В Библии написано, что Моисей был «косноязычен». «Здесь, - считает Фрейд. - в слегка искаженном виде можно видеть следы воспоминаний о том, что Моисей говорил на другом языке и не мог общаться со своими семитскими неоегиптянами без помощи переводчика - во всяком случае, на первых порах. Тогда это было бы еще одним подтверждением нашего тезиса: Моисей - египтянин».
Величайшая загадка древнееврейской истории связана с левитами - как считается, служителями религиозного культа у древних евреев. Предание гласит, что левиты принадлежали к одному из 12 колен Израилевых. колену Леви. По Библии, Моисей происходил из этого колена. Но мнение Фрейда иное: он убежден, что левитами были египтяне, близкие к Моисею - друзья, писцы, слуги, которые вместе с ним пришли к евреям. Это предположение подкрепляется тем, что египетские имена встречаются у евреев только среди левитов.
Но великий психолог все-таки не смог объяснить, почему евреи настолько уверовали в новую непривычную религию, что покинули благодатную страну и пошли в безжизненную пустыню за египтянином-аристократом, даже не умевшим говорить на их языке.
Сын фараона
Разрешить это противоречие в гипотезе Фрейда попытался российский историк Валерий Сысоев. Он согласен, что Моисей родился в аристократической египетской семье - причем в самой знатной из все возможных - в семье фараона Эхнатона. Но вот матерью Моисея была не знаменитая царица Нефертити, а еврейка Кийя. Сохранилось скульптурное изображение Кийи. «Тонкий нос с легкой горбинкой, пухлые губы небольшого рта. миндалевидные глаза... Я утверждаю. - пишет в своей работе Сысоев. - они принадлежали вообще не египтянке, а еврейке по крови»
По предположению российского историка, Эхнатон, еще будучи принцем. познакомился с Кийей во время своего путешествия в низовья Нила. «Может быть, - считает Сысоев, -что приглянувшаяся красавица уже не только была замужем, но и имела сына... Во время своей экспедиции на север Египта принц взял себе в наложницы молодую еврейку. Кончается инспекция, и принц возвращается в Фивы. Один, без Кийи». Вскоре умирает его отец, и принц становится фараоном. Спустя немного времени с севера поступает сообщение, что Кийя родила сына. Четыре года прожил Моисей со своей матерью во дворце. Но вот фараон женился на Нефертити - представительнице влиятельного клана. Кийю с Моисеем и его сводным братом отсылают в низовья Нила в еврейскую общину. С женитьбой фараона совпадают его религиозные преобразования. он принимает новое имя, строит новую столицу и отказывается от традиционного для Египта многобожия. Проходит четыре года, у Нефертити рождаются одни дочери, и тогда восьмилетнего Моисея привозят в только что возведенную столицу Египта - Ахетатон. Здесь была построена великолепная усадьба Солнца. В ней и поселилась Кийя с сыном фараона Моисеем.
Тогда становится понятным, почему знатный египтянин бросается, как нам известно из «Книги исхода», на защиту избиваемого еврея и даже, возмущенный, убивает надсмотрщика - ведь детство Моисей провел в еврейской общине. Его сводный брат Аарон - не переводчик, и Моисей не страдал косноязычием, как это записано в Библии. Но аристократу, вращавшемуся среди полководцев и высших жрецов, трудно было донести до пастухов и ремесленников религию, в которой есть один, не имеющий образа Бог и нет понятия о царстве мертвых. Аарон не переводил Моисея, а излагал его мысли ясным для простых людей языком.
Более логичным в этом случае выглядит и ожесточенное преследование ушедших в пустыню евреев - с ними покидал страну непримиримый противник старой религии, сын умершего фараона, законный претендент на престол, авторитетом которого могли воспользоваться враги Египта.
-------------------------------------------------------
Источник: Журнал «Тайны ХХ века» № 39 2011 г.